воскресенье, 12 февраля 2006 г.

Дмитрий Давыдов – Полный Ноль.

Да, это так. Я действительно полный ноль. Нет, многое, разумеется, я умею и многое у меня получается, но, по большому счету, ноль - это важная цифра в моей жизни. И вот почему.

16 лет я победил в конкурсе и уехал с США. Один. Ноль семьи. Ноль друзей. Ноль понятия, что там будет. У всех моих сверстников, которые остались в России, были какие-то планы. Все-таки, год выпуска. Конечно, они все были умными людьми. И многие приняли «правильное» решение – поступить в университет, на престижный факультет. То бишь экономический или юридический.

А у меня все сложилось по-другому. Я получил диплом американской школы (Del Oro High School). Летом вернулся в родной лицей, с тем, чтобы мне разрешили сдать экзамены экстерном. Я не знал, что будет со мной дальше, и подумал, что российский аттестат о среднем образовании неплохо бы иметь. В принципе, мой американский школьный аттестат это эквивалент русского, но юридически таковым он становится, только, если съездить в Москву и поставить специальный штамп в Министерстве Образования (апостель).

В лицее мне отказали (мотивировав тем, что в штатах мне не преподавали астрономию) и предложили остаться на второй год. И я поехал в Москву. Но не в Министерство Образования. А в посольство США. Получить студенческую визу. Теперь, когда вы читаете этот пост, я хочу, чтобы вы полностью осознали следующий факт – все это пишет даже не ПТУшник, а человек, который не закончил среднюю школу. Ведь согласно российскому законодательству, пока нет штампа Министерства Образования, мой аттестат и университетский диплом недействительны. А действительно всего лишь свидетельство о неполном среднем образовании. Девять классов.

Я получил визу, закончил университет, получил отличное микробиологическое образование, отработал год в престижной корпорации и 15 декабря 2000 года вернулся в Россию. Полным нулем. Мои знания и навыки микробиолога тут были неприменимы. Потому что я работал в технически безупречно оснащенных лабораториях. Бюджет проекта, над которым я работал в DadeBehring Microscan (и сотни других специалистов) был около ста миллионов долларов. В российской баклаборатории со стеклянными пробирками и затычками из ваты мне было делать решительно нечего.

Я начал заниматься репетиторством, но сие занятие мне претило. Это было скучно и неинтересно. По вечерам я пил пиво с одноклассниками, и двое из них были программистами. И тут родилась идея – а почему бы не делать игры и продавать их по Интернету. В декабре 2001 мы (я, двое одноклассников и их сокурсник) зарегистрировали домен Deaddybear.Com

Разумеется, я не программист. Игры никогда не делал, не описывал, не рекламировал, ну, в общем, я был полным нулем. Просто у меня был доступ в Интернет, и я, живя в штатах знал, что можно продавать игры по Интернету. Все.

Deaddybear довольно быстро раскололся по объективным причинам. Мы ничего не знали, и у каждого было свое видение, что как надо делать. Но это бытовые моменты. Интересно то, что с нуля, без опыта, нам удалось построить работающий Интернет проект, который в течение нескольких лет кормил двух моих друзей, которые остались верны делу Мертвого Мишки. Подозреваю, что деньги с него идут до сих пор, хотя сайт серьезно не обновлялся года так с 2003-го.

Я же начал заниматься переводами и копирайтерством для российских шароварщиков (производителей программного обеспечений, для тех, кто не в теме). И очень быстро (читающие меня шароварщики не дадут соврать) стал первым человеком на переводческой деревне.

В общем, потом еще много нулей было. Телевидение, с нуля. Интернет магазин. Статьи в газетах. (Вчера, кстати, я был на кастинге Офиса. Через несколько дней волосатые парни в Москве в монтажке будут отсматривать калининградскую кассету, и кто знает, что будет).

И в общем, я кое что понял про этот самый ноль. Не только в жизни, но и в бизнесе. Если вы открываете новый сервис, сайт, блог, не важно что, с нуля, то очень, очень хочется что-то получить. Деньги, заказ, работу, посетителей, клиентов, пр.

Нет ничего более важного, чем противостоять этому желанию. Потому что, на этом этапе нужно давать. Я не знаю никакого способа получить читателей для блога, кроме как запостить интересный контент, которого нигде больше нет и который интересен читателям (гм. кажется, что в последних постах мне это не очень хорошо удавалось.)

Первых клиентов шароварщиков я получил очень простым способом – рассказал про себя, и сказал, что делаю безрисковые переводы – люди сначала получают работу, смотрят ее, а потом платят. Месяца через два у меня было столько клиентов, что пришлось выстраивать очередь и отказывать некоторым людям из-за занятости. За более чем три года работы меня никто ни разу не обманул.

Интересную методу преподают американским коучам (бизнес-тренерам и тренерам личностного роста). Когда коучи только-только получили образование, и у них нет ни одного клиента, никаких рекомендаций и никакого опыта, знаете, что им говорят? Найдите десятерых знакомых и скажите им – я начинающий коуч. Я предлагаю вам десять бесплатных занятий со мной. Десять занятий это достаточно, чтобы понять, можем ли мы помочь друг другу. Если вам понравится моя работа, то, начиная с одиннадцатого занятия, вы будете платить мне пятьдесят долларов в час. Если нет, то вы просто получите 10 бесплатных занятий. Почти все коучи в Америке начинают именно так.

Джон Карлтон давал начинающим копирайтерам такой совет. Никогда не звоните и не спрашивайте – «вам требуются услуги копирайтера»? Откройте газету или телефонный справочник. Найдите неудачную рекламу местной фирмы (local business). Вырежьте ее.
Сделайте пометки ручкой. И отправьте по почте с письмом, которое бы объясняло, почему вы считаете рекламу не вполне удачной, и примерами того, что и как надо переделать, чтобы от рекламы было больше отдачи. И в конце напишите, что готовы предоставить свой вариант рекламы. Если она подойдет, то это будет стоить столько-то. Если нет, то и платить ничего не надо.

Большинство новых начинаний (в том числе и некоторые из моих) загибаются не потому, что есть проблема с деньгами, клиентами или заказами. И не в отсутствие опыта дело. Настоящая проблема в том, что человек или бизнес начинает просить что-то (купите, скачайте, закажите), вместо того, чтобы что-то предложить. Нужное и бесплатное (во всяком случае, безрисковое).

А как вы начинали с нуля?

Следующий выпуск: Короткий, Скучный И Практический Пост, Который Вы Так Просили.

Комментариев нет:

 
eXTReMe Tracker