воскресенье, 5 февраля 2006 г.

Я Не Лидер. И Вам Не Советую.

Вчера я посмотрел передачу Глеба Павловского и решил поменять тему для этого поста.

Павловский сравнивал пресс-конференцию Путина и State Of The Union Address Буша (это программная речь, которая дается каждым американским президентом раз в год). Долго прожив в штатах, я много прослушал этой чуши, которая, как правило, длится около часа и прерывается бурными овациями раз так сорок. Поверьте мне, State Of The Union Address настолько же информативно, как речи Брежнева на съездах партии. Павловский сказал примерно следующее – если бы Путин говорил то, что говорил Буш, то в зале звучали бы не аплодисменты, а громкий хохот.

Я уверен, что пройдет еще немного лет, и все мы будем громко потешаться над старыми книгами, посвященными харизматическому лидерству и лидерству в бизнесе. Лично я очень громко хохочу примерно раз в месяц, когда ко мне приходит рассылка бизнес-тренера Антона Калабина (www.tonich.ru) с темой «идеи для бизнеса». Антон Калабин, если кто не знает, ведет тренинги по харизматическому лидерству.

Давайте посмеемся вместе:

http://subscribe.ru/archive/economics.school.newbusinessidea/200601/30150330.html/

или

http://subscribe.ru/archive/economics.school.charizma/200601/28152433.html

Кстати говоря, в Америке далеко не все верят в лидерство. Один из основных оппонентов этой бредовой концепции, основатель теории менеджмента Питер Дрюкер (цитирую по интервью журналу Секрет Фирмы) – «Скажем прямо, я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг лидеров – опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом… Я достаточно стар и прекрасно помню Франклина Делано Рузвельта и Гарри Трумэна; если Рузвельт был величайшим лидером, то Трумэн был лучшим президентом в истории США, сделавшим для страны больше всех других. И он не был высококлассным лидером. Напротив. Его недооценивали все, включая его самого. Так что мне нет дела до сегодняшних суперменов топ-менеджмента.»

Проблема с лидерством заключается в одном. Никто и никогда так и не смог сказать – зачем человеку быть лидером в бизнесе или зачем бизнесу быть лидером в своем сегменте. Позвольте свежий пример из сегодняшних The New York Times. Статья посвящена американскому рынку автомобилей. Лидеры этого рынка (1 и 2 место) General Motors и Ford в прошлом году понесли убытки в 6.6 миллиардов долларов. Следующие четыре компании (ДаймлерКрайслер, Тойота, Хюндай, Нисан) вместе заработали 22 миллиарда долларов. Доля GM и Ford - 43% американского рынка, доля остальных четырех – 42%. Такая же ситуация и на рынке авиаперевозок, где лидеры-банкроты или полубанкроты, и только Southwest Airlines умудряется зарабатывать деньги на таком сложном рынке. Это достаточно типично.

Разумеется, есть и обратные примеры, но абсолютно очевидно, что лидерство на рынке не имеет никакой корреляции с доходностью. Позвольте еще раз повторить. В отличие от теории лидерства, НА ПРАКТИКЕ лидерство на рынке не имеет никакой корреляции с доходностью. Откройте глаза. Полистайте финансовые отчеты.

А что до «персонального лидерства»? Достаточно посмотреть на азиатских тигров и драконов и тем более на «коллективно-коммунистический» Китай, чтобы убедиться, что можно расти быстро, очень быстро, в два-три раза быстрее, чем экономика США без лидерства. Харизматическое лидерство это не более чем шоу-бизнес и поп-психология на производстве. Это комсомольские агитаторы в дорогих костюмах.

И вот почему. Лидерство говорит – иди, веди, придумывай, удивляй, взрывай, готовь революции, только не сиди на месте. На самом деле, рынок часто похож на старые фильмы про восточные единоборства. Помните, когда за 50 копеек можно было купить билет в видеосалон, чтобы посмотреть «Хонгильдон»? Сценарий примерно такой у всех этих фильмов – приходит мальчик к мастеру, а тот его заставляет таскать воду, подметать и делать всякую «небоевую» работу несколько лет, прежде чем начнет учить работать с мечем.

Так же и на рынке – иногда надо несколько лет поработать скромным подмастерьем и «брать уроки у рынка». Попытки лидеров «учить рынок» чаще проваливаются, а те, кто «учится у рынка», рано или поздно преуспевают.

Необязательно быть лидером, чтобы идти вразрез с «толпой» или «рынком». Люди, которые уходят в монастырь, арктические походы, велосипедные вояжи по пяти континентам отличаются от толпы. Но являются ли они лидерами? Как правило, нет.
Так же и в бизнесе.

В концепции лидерства есть нечто сродное эксгибиционизму. Смотрите на меня. Вот я какой – не такой, как все.

Эй, лидеры! Скажите мне, пожалуйста. Куда, кого и зачем вы ведете?


Следующий выпуск: Пожарные На Службе У Рекламы.

Комментариев нет:

 
eXTReMe Tracker