вторник, 24 января 2006 г.

Закон Вымирания Бизнеса

Согласно статистике SBA (Small Business Administration) примерно 80% новорожденных бизнесов не доживают до года. А из выживших 80% закроются в следующие пять лет. Обычно эта информация преподноситься как подтверждение тому, что занятие бизнесом суть очень рискованное начинание. Однако я интерпретирую цифры немного по-своему.

Для того чтобы получить диплом микробиолога, мне пришлось прослушать несколько абсолютно неинтересных для меня дисциплин – ботаника, зоология, эволюционная биология, палеонтология. И везде было несколько лекций про эволюцию. Основной эволюционный принцип биологической науки - это не «выживает сильнейший», как принято считать, а «survival of the fittest» - выживает тот, кто приспособился.

Во многих бизнес книгах проходит именно эта линия – изменись или умри. Есть просто замечательные книги, типа Built To Last. Отличные книги – бредовые советы. И вот по чему. Вы (и я) – не Бил Гейтс, Майкл Делл или Джек Уолш. Если честно, то мы даже на Брынцалова или Чичваркина не тянем.

Дарвин и Small Business Administration однозначно говорят – большинство субъектов жизни (будь то биологическая или деловая жизнь) вымрут, что бы они не делали и как бы не менялись. Совет «меняйтесь вместе с рынком» хорошо звучит, но не является реализуемым для большинства предпринимателей и предприятий.

Попробуйте сказать это украинским химзаводам, весь бизнес завязан на дешевый газ. Или мурманским рыбообработчикам, которые 50% сырья брали из Норвегии (импорт норвежской рыбы недавно запретили из-за якобы присутствия тяжелых металлов). Или владельцам маленьких мобильных салонов, которых теснят Евросеть, Связной, Dixie, Divizion и другие. Давайте честно – большинство из них просто вымрут.

Разумеется, сия неутешительная статистика не означает, что нечего в бизнес лезть. Бухай водяру и сдавай лом цветных металлов, жизнь жестока. Наоборот. Просто, как мне кажется, прежде чем начать новое дело, надо сказать себе – может выгорит, может не выгорит, но скорее всего, даже в случае успеха, через пять лет я буду зарабатывать деньги совсем другим способом.

Другими словами, я пропагандирую бизнес-шизофрению. С одной стороны, стоит уделить значительное время и мозгоресурсы тому, как максимально быстро расти и развиваться. С другой стороны, надо честно сказать себе – даже если я преуспею в этом бизнесе, через пять-десять лет наверняка источник заработка у меня будет совсем другой.

В нашем местном калининградском бизнесе я вижу это сплошь и рядом. Хороший знакомый моего отца, господин Петухов, продал ХЭЛП-Кириши и пять бензоколонок Лукойлу, а на вырученные деньги купил элеватор, несколько тысяч гектар земли, мэйафлауревские комбайны по сто тыщ евро каждый и теперь возглавляет успешный аргохолдинг с многомиллионным (долларовым) оборотом. Человек понимал, что его топливный бизнес был обречен.

Владелец другой заправки, Бинекс, продался Роснефти и нашел себе другое пристанище – фитнес центр. Если даже Лисовский поменял шоу бизнес на курочку-рябу, то месседж тут должен быть понятен. Если ты (Вы, я, они, дядя Толя) не имеешь четкой стратегии выхода из создаваемого бизнеса, то велик шанс остаться у разбитого корыта.

Теперь представьте типичный российский бизнес средней руки, производящий что-то вроде майонеза, кетчупа, пива, мебели, да не важно чего. Как строится стратегия? Если она (стратегия) присутствует, то это, как правило, стратегия экспансии. Это достаточно правильно с логической точки зрения. Сегодня мы займем 3% в сегменте низкокалорийного майонеза, через год 5%, через два мы запустим национальный брэнд, под которым объединим майонезы, кетчупы и соусы, и пойдем в регионы.

Проблема такого подхода заключается в том, что она игнорирует «окружающую среду». Что будет, если придет крупный зарубежный игрок? Или если супермаркет запустит свой private label майонеза и отдаст лучшие места на полках ему. Те, кто занят производством игр знают, как быстро меняются реалии рынка. Рынок схлопывается моментально.

Несомненно, жертвовать ростом не нужно. Надо просто корректировать планы в соответствии с меняющейся действительностью. Потому что глупо тратить все ресурсы, чтобы увеличить свою долю с 5% до 7% на рынке, где стагнация и большая конкуренция.
Правильный выход в данной ситуации вполне может быть продажа бизнеса, если это возможно. А если нет, то заняться новым делом, не тратя время и нервы на старый.

Если у вас есть собака, то вы меня поймете. Вы наверняка любите свою собаку, кормите ее и возите к ветеринару. Но вне зависимости от вашей любви, собаки редко живут дольше 12-14 лет. Это их продолжительность жизни. Намного длиннее жизни среднего бизнеса. Это и есть закон вымирания бизнеса. Через несколько лет многие из нас будет заняты в совершенно ином бизнесе, нежели сейчас.

Или вы думаете, что ваш бизнес бессмертен?

Комментариев нет:

 
eXTReMe Tracker