пятница, 20 января 2006 г.

Коэффициент Размножаемости Бизнеса

В среднем, при благоприятных условиях, бактерии размножаются через каждые 20 минут. Другими словами, из одной бактерии через 20 минут произойдут 2, еще через 20 уже 4, еще через 20 уже 8. Для микробиологии это критично и по нескольким причинам.

Есть такое понятие – мутация. Для «средней бактерии» норма мутации – 1 случай из миллиона. Можно взять обычные бактерии, добавить мутагенных агентов (химикаты или ультрафиолет, которые увеличивают мутации), а затем просто дожидаться, пока случиться нужная мутация (так были «выведены» бактерии, которые уничтожают нефтяные пятна). Только быстрота размножения определяет, как быстро будет получен нужный результат.

Или взять пищевую микробиологию – йогурт или пиво. Добавляем нужные микроорганизмы (для йогурта бактерии, для пива – дрожжи), делаем оптимальную температуру и микроорганизмы размножаются как бешенные, производя необходимые нам вещества – молочную кислоту, углекислый газ или этанол - в необходимом количестве.

Теперь, какое отношение это имеет к бизнесу. Самое прямое. Хотя это и глубоко ненаучно (и неверно), но давайте представим, что у бизнеса есть фиксированный процент «шанса на успех». К примеру - 20%. Из 10, кто пытается начать абстрактный бизнес - у двух получается, а у восьми нет. Меня интересуют только те, у кого получилось. Что происходит дальше?

Как правило – ничего. Или почти ничего. Есть даже такое понятие в США - «проклятие малого бизнеса». Хозяин такой успешной фирмы мечется по своему офису или магазину как сраный Рекс, пытается всех обслужить, все сделать правильно и вовремя. Когда я попал на радиостанцию (на пять дней) – я сталкивался с такими владельцами. Они так и говорили – «нам не нужна реклама, у нас и так наплыв клиентов, мы загружены на 100%».

Поэтому я пришел к такому выводу – у каждого вида бизнеса есть свой коэффициент размножаемости, и он зависит исключительно от внутреннего устройства и сути бизнеса.

Бактерия размножается со скоростью раз в 20 минут – при идеальных условиях. Бактерия не может размножаться раз в 3 года в идеальных условиях.

Для бизнеса идеальные условия подразумевают «много заказов». Теоретически, если много заказов, то бизнес должен расти. Но часто это совсем не так! Бизнес может практически не размножаться (расти) даже в самых благоприятных условиях.

Я был завален заказами, у меня была (надеюсь, что и остается) хорошая репутация в СВРУС – но бизнес дорос только до определенной точки – и даже привлечение переводчиков со стороны не сработало.

Я сталкиваюсь с такой ситуацией в оффлайновом бизнесе постоянно. Парикмахерские, салоны красоты, некоторые супермодные ночные клубы, популярные рестораны – не растут и не размножаются, хотя спрос может значительно превышать предложение. Иногда, это имиджевый ход – посмотрите, какая к нам очередь.

Бизнес может расти двумя способами, по аналогии с сайтом. Например мой блог может расти за счет увеличения аудитории – 10 человек, 20, 30, 80 … Так и фирма может начать с 2 работников и дорасти до 200. Второй способ роста – это деление. Большинство людей, с кем мне приходилось работать имели несколько сайтов (как и я), и это их стратегия роста (и моя так же).

Классический пример роста делением – это МакДональдс или сети супермаркетов. Или Сбербанк, филиалы которого есть даже в некоторых деревнях.

Теперь моя основная идея. Только в теории нам кажется, что если будет спрос (идеальные условия), то и наш бизнес будет расти в соответствии с ним. На самом деле это не так. Значительное количество бизнесов имеют крайне низкий коэффициент размножаемости.

И если представить, что шанс на успех в новом деле это фиксированная величина (что не есть абсолютная правда, ибо много зависит от личности и опыта человека), то решение пойти в «плохоразмножаемый бизнес» это самое худшее решение, которое вы можете принять. Ибо даже в случае успеха, ваш бизнес будет расти крайне медленно и все время будет съедаться на решение проблем, которые не имеют никакого влияние на рост бизнеса. Где найти персонал. Как выбить разрешение или лицензию для филиала. И т.д.

Я столкнулся с этим лично на своем опыте, и я постоянно вижу эту проблему у тех, с кем пересекаюсь (например, я знаю фирму, которая предоставляет очень качественные дизайнерские услуги, но абсолютно не растет, ибо размножаемость этого бизнеса ограничена как производительностью дизайнеров, так и трудностью с наймом талантливых специалистов.)

Самая большая ошибка, как мне кажется, это теоретизирование. Задайте вопрос – если мой бизнес уже загружен, что будет, если количество заказов или клиентов удвоиться? И дайте практический ответ. Как правило, удвоение бизнеса не происходит.

Если вы занимаетесь оффшорным программированием – что будет, если количество заказов удвоиться? В теории, вы удвоите оборот, но на практике нет. Надо искать сотрудников, снимать новый офис и т.д. Поэтому многие хорошие аутсорсинговые компании растут очень медленно. Быстро растут индийские корпорации, у которые есть отлаженная система размножения.

Что будет, если удвоиться количество клиентов автосервиса? На практике, вырастет только цена и срок ожидания, а доходы подрастут в меньшей степени. Я живу в частном доме. Напротив меня частный дом, который хозяева превратили с частный детский сад. Что будет, если количество желающих устроить туда своих детей удвоиться? Не пойдут же они с предложением выкупить соседние дома, это абсурдно с экономической точки зрения.

Короче, вот к чему я клоню. Как микробиолог, я могу устроить своим бактериям идеальные условия. Но в бизнесе, как многие сами знают, идеальных условий нет. Нам самим приходится, извините за выражение, «жопу рвать», чтобы найти новых клиентов, продать побольше или с большей надбавкой. Все это ой как непросто.

И если вы никогда не думали о размножаемости своего бизнеса, то ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ часть ваших усилий, времени и денег будет потрачена впустую.

И нефиг лезть в эти отрасли «народного хозяйства».

Я прав или как? (кстати, лично я считаю, что большинство действующих бизнесов по определению плохоразмножаемы на практике)

Следующий выпуск (чуток поменял порядок). Ничегонеделание как фактор успеха, или в чем я не согласен со Стивом Павлиной.

Комментариев нет:

 
eXTReMe Tracker