четверг, 19 января 2006 г.

Микробиологическая Лаборатория Против Бизнес Школы

Я должен честно сказать, что не верю в некоторые вещи. Такие, как харизматическое лидерство. Team-Building. Мотивирование персонала. Реинжениринг бизнес процессов. Построение эффективной политики по повышению лояльности клиентов. (Это я специально так заковыристо).

Не верю по простой причине – я микробиолог. Я никогда не мотивировал бактерий, не стремился повысить их лояльность, не разбивал их на команды, не пытался быть харизматическим лаборантом. Я просто знал, что надо делать - какие питательные вещества, какая температура, какая кислотность – и все росло, размножалось, ферментировало и жутко воняло.

Бактерии предсказуемы. А человек – нет. Более того, люди имеют свойство говорить неправду (пусть это будет нейтральный термин). Позвольте пересказать вам жуткую историю из книги Фриканомика.

15 Апреля 1987 года в США пропали 7 миллионов детей. Никто и никогда больше не смог их обнаружить. Страшная история, честное слово. А произошло вот что. Дело в том, что 15 апреля - это последний день, когда американцы могут подать налоговую декларацию. В штатах есть налоговая льгота на детей. Не помню сколько, вроде до 2 штук баксов на дите. Не суть важно.

До 15 Апреля 1987 года можно было просто писать в декларации, сколько у вас детей. Вдруг налоговая служба США (IRS) изменила правила. Tеперь надо было не только писать количество детей, но и их Social Security Number (аналог нашего ИНН), по которому легко отследить любого ребенка. И американцы перестали вписывать несуществующих детей. Оказалось, что 7 миллионов детей были выдуманными.

Когда я работал в американской корпорации, то лично наблюдал схожие процессы. Но вот вам свежий пример из России.

Капитализация сотовых компаний рассчитывается примерно по формуле 300 долларов за активного абонента. Миллион абонентов – компания стоит 300 миллионов. Так же есть некая формула, которая определяет активного абонента - деньги на счету и последний звонок не позднее такого-то месяца. Что сделал менеджмент МТС - они взяли, положили денег на счета неактивных клиентов, чтобы те стали активными. Таким образом они хотели не дать Билайну оторваться. Как только обман вскрылся - падение капитализации на 10% за день.

Теперь сравните эти новости

http://www.gazeta.ru/2005/11/23/last179010.shtml

http://briansk.ru/economy/20051129/1679.html

Теперь давайте о БиЛайне. Помните их полосатый ребрендинг? Между прочим, профессиональное сообщество рекламистов признало это самым успешным рекламным проектом года. Хотите узнать, как обстоят дела на самом деле? (цитирую Михаила Дымшица) :

«Пример с ребрендингом БиЛайна в этом смысле очень показательный: компания потеряла на национальном рынке за год почти четверть доли новых подключений, на второй квартал ребрендинга продемонстрировала рекордный отток клиентов»

Добро пожаловать в год полосатой собаки.

Сам БиЛайн говорит вот это

http://www.sf-online.ru/pressrelease.asp?OID=fd55cf69-f6b0-4631-a425-2035b11b2e13

У меня есть знакомые и в Билайне и в МТС (местном, не московском) и я много слышал, какие отличные эти конторы, в том смысле, что выделяются очень серьезные деньги на обучение, тренинги и выездные сессии. Тем не менее, результат такой, какой он есть. А говорят то, что говорят.

Короче говоря, работая сначала в микробиологической лаборатории, не имея никакого формального бизнес образования (после того, как я несколько раз сам наступил на грабли), я пришел к выводу, что микробы научили меня более важным бизнес принципам, нежели то, что я прочел в книгах. Я сформулировал их так:

  1. Коэффициент размножаемости бизнеса
  2. Закон вымирания бизнеса
  3. Ничегонеделание как фактор успеха или в чем я не согласен со Стивом Павлиной.

В принципе, каждая тема тянет на отдельный пост, так что следующей будет та, за которую выскажется больше всего комментирующих.

Комментариев нет:

 
eXTReMe Tracker